Приложение
УТВЕРЖДЕНО
приказом
от ___.___.2015
№____
ПОЛОЖЕНИЕ
о мониторинге качества образования в муниципальном
бюджетном учреждении дополнительного
образования центре развития творчества детей и юношества
станицы Петровской муниципального образования Славянский
район
1. Общие положения
1.1. «Положение о мониторинге качества образования в муниципальном
бюджетном учреждении дополнительного образования центре развития
творчества детей и юношества станицы Петровской муниципального
образования Славянский район (далее – Положение) - это нормативный
документ, который
регламентирует процедуру и формы проведения
мониторинга качества образования в
МБУ ДО ЦРТДиЮ станицы
Петровской муниципального образования Славянский район ( далее Учреждении), использование полученных результатов для повышения
качества образования.
1.2.Мониторинг осуществляется в соответствии с Федеральным законом от
29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и
государственной
программой
Российской
Федерации
«Развитие
образования» на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением
Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295,
документами, разработанными на
региональном уровне, Положением о муниципальной системе оценки
качества образования в муниципальном образовании Славянский район и
Положением о мониторинге качества образования в образовательных
учреждениях муниципального образования Славянский район от 03 сентября
2014 года № 1220,
с целью совершенствования организационного и научно-методического
обеспечения образовательной деятельности в рамках муниципальной
системы оценки качества образования.
1.3. В ходе
мониторинга изучаются условия, процесс, результаты
образовательной деятельности с целью выявления их соответствия
законодательным, нормативно - правовым, инструктивно – методическим
документам об образовании.
1.4. В настоящем положении используются термины:
Мониторинг – это форма организации, сбора, системного учета и
анализа информации об организации и результатах образовательного
процесса
для эффективного решения задач управления качеством образования.
Мониторинг качества образования - это систематическая и
регулярная процедура сбора данных по важным образовательным аспектам
на муниципальном уровне.
Качество
образования
–
комплексная
характеристика
образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая
степень их соответствия федеральным государственным образовательным
стандартам (федеральному компоненту государственных стандартов-до
завершения обучения) и (или) потребностям физического или юридического
лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в
том числе степень достижения планируемых результатов образовательной
программы
2. Концептуальные основы мониторинга
2.1. Цель мониторинга: получение достоверной и объективной информации о
деятельности Учреждения.
2.2. Задачи мониторинга:
- оценка качества образования;
- систематическое всестороннее изучение деятельности Учреждения и
анализ актуального состояния его деятельности;
- своевременное выявление изменений в деятельности Учреждения и
вызвавших факторов;
- создание механизма мониторинговых исследований в Учреждении;
2.3. Принципы мониторинга:
- принцип актуальности ( мониторинг позволяет выявить современное
состояние деятельности Учреждения и уровень учебно-воспитательной
работы
педагогического коллектива ,оценить качество работы педагогов
дополнительного образования);
- принцип проблемности ( мониторинг может проводится как для анализа
общих проблем учреждения, так и частных проблем образовательной
деятельности);
-принцип развития ( мониторинг осуществляется параллельно с процессом
развития Учреждения и способствует выявлению направлений его
позитивного развития);
- принцип управления( организатор мониторинговой деятельности
разрабатывает её целевые установки и организует проведение мониторинга;
контроль мониторинговой деятельности может осуществляться в различных
формах – самоконтроль, административный контроль, общественный
контроль);
- принцип целостности ( мониторинговые исследования предполагают
многоаспектность содержания и возможность участия всех субъектов
дополнительного образования детей);
- принцип системности ( регулярность и периодичность проведения
мониторинговых исследований);
- принцип оперативности ( переработка информации осуществляется в
оптимально короткие сроки);
- принцип информационной открытости( обобщенные результаты
мониторинговых исследований могут быть представлены всем
заинтересованным субъектам дополнительного образования детей);
3. Объекты и субъекты мониторинга
3.1. Объектами мониторинга- являются образовательные результаты, ресурсы
и условия образовательного процесса, имеющийся нераскрытый потенциал.
3.1.1.Образовательная среда:
Контингент учащихся/воспитанников, его дифференциация;
Кадровое ( педагогическое) обеспечение;
Родители ( образовательный, социальный, культурный уровень);
3.1.2. Образовательный процесс:
Анализ стартового , промежуточного и итогового контроля за уровнем
освоения образовательных программ;
Дополнительные общеобразовательные программы, программа
развития;
Учебный план;
Годовой план;
Инновационная деятельность;
Анализ достижений обучающихся ( конкурсы, выставки, фестивали,
олимпиады и другие мероприятия);
Взаимодействие с окружающим социумом;
Выполнение санитарных норм и правил организации
образовательного процесса;
3.1.3 Нормативно-правовая база:
Нормативно-правовые документы об образовании;
Локальные нормативно-правовые акты учреждения;
3.1.4 Методическое обеспечение образовательного процесса:
Материалы по методическому обеспечению дополнительных
общеобразовательных программ;
Материалы по методической работе учреждения;
3.1.5. Обучающийся/воспитанник
Уровень учебных достижений, анализ качества знаний
учащихся/воспитанников;
Уровень их воспитанности;
Степень удовлетворения образовательных запросов учащихся;
Организация работы с одаренными детьми;
3.1.6. Педагог /педагогический коллектив
Уровень профессиональной компетенции;
Качество и результативность педагогической работы;
Анализ педагогических затруднений;
Результативность работы по аттестации педагогических работников;
Самообразовательная деятельность;
3.2 . Субъекты мониторинга:
- заказчики - специалисты центра оценки качества образования, родительская
общественность, педагоги учреждения дополнительного образования;
- организаторы процедуры мониторинга- специалисты и сотрудники
Учреждения, педагоги дополнительного образования;
- участники мониторинга- воспитанники, сотрудники Учреждения;
4. Организационно-технологическая схема функционирования
мониторинга
4.1. Комплекс мониторинговых показателей:
- первичные показатели: описание актуального состояния деятельности
Учреждения;
- вторичные показатели: обобщенные показатели результатов
мониторинговых исследований деятельности Учреждения;
4.2. Приоритетным направлениями мониторинга в Учреждении являются:
- образовательное пространство;
- воспитательная система;
- педагогический коллектив;
- ресурсное обеспечение;
- участники образовательной деятельности;
-уровень качества управления.
4.3. Инструментарий мониторинговой деятельности:
1) процессуальный инструментарий:
педагогическое наблюдение;
собеседование;
анализ продуктов и условий деятельности;
2) предметный инструментарий;
все формы отчетов Учреждения, включая формы статистической
отчётности;
анкеты и специальные опросные листы, тесты, рефераты, доклады,
проекты, и презентации;
фоно, фото, кино и видео документы и материалы, информационные
технологии.
4.4.Технология мониторинговый деятельности:
нормативно-правовое и административное обеспечение
мониторинговой деятельности;
организация мониторинга;
разработка инструментария;
сбор информации;
обработка полученной информации и подготовка материалов
статистической отчетности;
представление информации заказчику мониторинга.
4.5 Источники информации:
- статистическая отчетность по Учреждению и его отделениям ;
- статистическая финансовая отчетность;
- результаты выполнения муниципальных целевых программ;
- дополнительные данные по образованию, получаемые в результате
диагностической деятельности и тестирования воспитанников;
- результаты социологических опросов;
-результаты участия в фестивалях, конкурсах и смотрах;
5. Управление мониторингом
5.1. Руководство мониторинга находится в компетенции администрации
Учреждения, которая:
- определяет тематику мониторинговых исследований;
- назначает организаторов процедуры мониторинга;
- определяет состав участников мониторинга;
- организует подготовку методических материалов и обеспечивают ими
участников мониторинга;
- определяют объем и структуру информационных потоков мониторинга и
организуют их;
- планируют и организуют мониторинговые исследования, координируют
деятельность участников мониторинга;
- организуют экспертизу результатов мониторинга, составление
информационно-аналитического материала на основании мониторинговых
исследований;
- разрабатывают предложения по дальнейшему развитию Учреждения;
5.2. Периодичность, показатели, формы сбора и представления информации
определяются заказчиком мониторинга.
5.3.Организаторы мониторинга несут персональную ответственность за
использование данных мониторинга, их обработку, анализ, распространение
результатов.
5.4. Участники мониторинга несут персональную ответственность за
достоверность и объективность предоставляемой информации.
6. Ресурсное обеспечение мониторинга
Для проведения мониторинга должны быть решены материальнотехнические, финансовые и кадровые вопросы.
6.1. Материально- техническое обеспечение:
1) информационно-техническое обеспечение;
2) компьютерная техника и доступ к сети Интернет;
3) копировальная и множительная техника;
4) расходные материалы ( в зависимости от технологии проведения
мониторинговых исследований)
6.2. Кадровое обеспечение:
- к организации и проведению мониторинга могут привлекаться все
категории педагогических работников учреждения.
6.3. Финансовое обеспечение:
-средства, достаточные для обеспечения всех этапов организации и
проведения мониторинга.
7. Порядок обработки данных, полученных в ходе
мониторинга
7.1. Технология обобщения и анализа результатов мониторинга оценки
качества образования предполагает несколько этапов и уровней работы с
информацией:
1 этап- статистическая обработка результатов мониторинговых процедур;
2 этап – аналитическая обработка статистических данных по заданным
параметрам;
3 этап- аналитическая выборка типичных показателей;
4 этап –анализ динамики исследуемых процессов.
7.2. На первом этапе полученная информация статистически обрабатывается
по заданным параметрам.
7.3. На втором этапе на основании анализа составляется аналитическая
справка, отражающая:
- количественные показатели;
- сопоставляемую информацию по заданным параметрам;
- выводы;
7.4. На третьем этапе проводится аналитическая выборка наиболее типичных
показателей и дается обобщенная характеристика необходимых мероприятий
по улучшению качества предмета мониторинга.
7.5. Четвертый этап становится обязательным с момента вторичного
исследования и позволить выявить изменения и принять необходимые
управленческие решения.
Анализ проводится по следующим позициям:
положительная динамика;
отрицательная динамика;
отсутствие изменений;
выводы.
8. Технология хранения и распространения информации о результатах
мониторинга
- первичная обобщенная информация хранится у организаторов мониторинга
и предоставляется заказчику по его требованию;
- информация о мониторинге в обобщенном виде хранится на бумажных и
электронных носителях, что позволяет сделать ее доступной для пользования
всеми субъектами мониторинга.