Приложение УТВЕРЖДЕНО приказом от ___.___.2015 №____ ПОЛОЖЕНИЕ о мониторинге качества образования в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования центре развития творчества детей и юношества станицы Петровской муниципального образования Славянский район 1. Общие положения 1.1. «Положение о мониторинге качества образования в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования центре развития творчества детей и юношества станицы Петровской муниципального образования Славянский район (далее – Положение) - это нормативный документ, который регламентирует процедуру и формы проведения мониторинга качества образования в МБУ ДО ЦРТДиЮ станицы Петровской муниципального образования Славянский район ( далее Учреждении), использование полученных результатов для повышения качества образования. 1.2.Мониторинг осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295, документами, разработанными на региональном уровне, Положением о муниципальной системе оценки качества образования в муниципальном образовании Славянский район и Положением о мониторинге качества образования в образовательных учреждениях муниципального образования Славянский район от 03 сентября 2014 года № 1220, с целью совершенствования организационного и научно-методического обеспечения образовательной деятельности в рамках муниципальной системы оценки качества образования. 1.3. В ходе мониторинга изучаются условия, процесс, результаты образовательной деятельности с целью выявления их соответствия законодательным, нормативно - правовым, инструктивно – методическим документам об образовании. 1.4. В настоящем положении используются термины: Мониторинг – это форма организации, сбора, системного учета и анализа информации об организации и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования. Мониторинг качества образования - это систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным образовательным аспектам на муниципальном уровне. Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (федеральному компоненту государственных стандартов-до завершения обучения) и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы 2. Концептуальные основы мониторинга 2.1. Цель мониторинга: получение достоверной и объективной информации о деятельности Учреждения. 2.2. Задачи мониторинга: - оценка качества образования; - систематическое всестороннее изучение деятельности Учреждения и анализ актуального состояния его деятельности; - своевременное выявление изменений в деятельности Учреждения и вызвавших факторов; - создание механизма мониторинговых исследований в Учреждении; 2.3. Принципы мониторинга: - принцип актуальности ( мониторинг позволяет выявить современное состояние деятельности Учреждения и уровень учебно-воспитательной работы педагогического коллектива ,оценить качество работы педагогов дополнительного образования); - принцип проблемности ( мониторинг может проводится как для анализа общих проблем учреждения, так и частных проблем образовательной деятельности); -принцип развития ( мониторинг осуществляется параллельно с процессом развития Учреждения и способствует выявлению направлений его позитивного развития); - принцип управления( организатор мониторинговой деятельности разрабатывает её целевые установки и организует проведение мониторинга; контроль мониторинговой деятельности может осуществляться в различных формах – самоконтроль, административный контроль, общественный контроль); - принцип целостности ( мониторинговые исследования предполагают многоаспектность содержания и возможность участия всех субъектов дополнительного образования детей); - принцип системности ( регулярность и периодичность проведения мониторинговых исследований); - принцип оперативности ( переработка информации осуществляется в оптимально короткие сроки); - принцип информационной открытости( обобщенные результаты мониторинговых исследований могут быть представлены всем заинтересованным субъектам дополнительного образования детей); 3. Объекты и субъекты мониторинга 3.1. Объектами мониторинга- являются образовательные результаты, ресурсы и условия образовательного процесса, имеющийся нераскрытый потенциал. 3.1.1.Образовательная среда: Контингент учащихся/воспитанников, его дифференциация; Кадровое ( педагогическое) обеспечение; Родители ( образовательный, социальный, культурный уровень); 3.1.2. Образовательный процесс: Анализ стартового , промежуточного и итогового контроля за уровнем освоения образовательных программ; Дополнительные общеобразовательные программы, программа развития; Учебный план; Годовой план; Инновационная деятельность; Анализ достижений обучающихся ( конкурсы, выставки, фестивали, олимпиады и другие мероприятия); Взаимодействие с окружающим социумом; Выполнение санитарных норм и правил организации образовательного процесса; 3.1.3 Нормативно-правовая база: Нормативно-правовые документы об образовании; Локальные нормативно-правовые акты учреждения; 3.1.4 Методическое обеспечение образовательного процесса: Материалы по методическому обеспечению дополнительных общеобразовательных программ; Материалы по методической работе учреждения; 3.1.5. Обучающийся/воспитанник Уровень учебных достижений, анализ качества знаний учащихся/воспитанников; Уровень их воспитанности; Степень удовлетворения образовательных запросов учащихся; Организация работы с одаренными детьми; 3.1.6. Педагог /педагогический коллектив Уровень профессиональной компетенции; Качество и результативность педагогической работы; Анализ педагогических затруднений; Результативность работы по аттестации педагогических работников; Самообразовательная деятельность; 3.2 . Субъекты мониторинга: - заказчики - специалисты центра оценки качества образования, родительская общественность, педагоги учреждения дополнительного образования; - организаторы процедуры мониторинга- специалисты и сотрудники Учреждения, педагоги дополнительного образования; - участники мониторинга- воспитанники, сотрудники Учреждения; 4. Организационно-технологическая схема функционирования мониторинга 4.1. Комплекс мониторинговых показателей: - первичные показатели: описание актуального состояния деятельности Учреждения; - вторичные показатели: обобщенные показатели результатов мониторинговых исследований деятельности Учреждения; 4.2. Приоритетным направлениями мониторинга в Учреждении являются: - образовательное пространство; - воспитательная система; - педагогический коллектив; - ресурсное обеспечение; - участники образовательной деятельности; -уровень качества управления. 4.3. Инструментарий мониторинговой деятельности: 1) процессуальный инструментарий: педагогическое наблюдение; собеседование; анализ продуктов и условий деятельности; 2) предметный инструментарий; все формы отчетов Учреждения, включая формы статистической отчётности; анкеты и специальные опросные листы, тесты, рефераты, доклады, проекты, и презентации; фоно, фото, кино и видео документы и материалы, информационные технологии. 4.4.Технология мониторинговый деятельности: нормативно-правовое и административное обеспечение мониторинговой деятельности; организация мониторинга; разработка инструментария; сбор информации; обработка полученной информации и подготовка материалов статистической отчетности; представление информации заказчику мониторинга. 4.5 Источники информации: - статистическая отчетность по Учреждению и его отделениям ; - статистическая финансовая отчетность; - результаты выполнения муниципальных целевых программ; - дополнительные данные по образованию, получаемые в результате диагностической деятельности и тестирования воспитанников; - результаты социологических опросов; -результаты участия в фестивалях, конкурсах и смотрах; 5. Управление мониторингом 5.1. Руководство мониторинга находится в компетенции администрации Учреждения, которая: - определяет тематику мониторинговых исследований; - назначает организаторов процедуры мониторинга; - определяет состав участников мониторинга; - организует подготовку методических материалов и обеспечивают ими участников мониторинга; - определяют объем и структуру информационных потоков мониторинга и организуют их; - планируют и организуют мониторинговые исследования, координируют деятельность участников мониторинга; - организуют экспертизу результатов мониторинга, составление информационно-аналитического материала на основании мониторинговых исследований; - разрабатывают предложения по дальнейшему развитию Учреждения; 5.2. Периодичность, показатели, формы сбора и представления информации определяются заказчиком мониторинга. 5.3.Организаторы мониторинга несут персональную ответственность за использование данных мониторинга, их обработку, анализ, распространение результатов. 5.4. Участники мониторинга несут персональную ответственность за достоверность и объективность предоставляемой информации. 6. Ресурсное обеспечение мониторинга Для проведения мониторинга должны быть решены материальнотехнические, финансовые и кадровые вопросы. 6.1. Материально- техническое обеспечение: 1) информационно-техническое обеспечение; 2) компьютерная техника и доступ к сети Интернет; 3) копировальная и множительная техника; 4) расходные материалы ( в зависимости от технологии проведения мониторинговых исследований) 6.2. Кадровое обеспечение: - к организации и проведению мониторинга могут привлекаться все категории педагогических работников учреждения. 6.3. Финансовое обеспечение: -средства, достаточные для обеспечения всех этапов организации и проведения мониторинга. 7. Порядок обработки данных, полученных в ходе мониторинга 7.1. Технология обобщения и анализа результатов мониторинга оценки качества образования предполагает несколько этапов и уровней работы с информацией: 1 этап- статистическая обработка результатов мониторинговых процедур; 2 этап – аналитическая обработка статистических данных по заданным параметрам; 3 этап- аналитическая выборка типичных показателей; 4 этап –анализ динамики исследуемых процессов. 7.2. На первом этапе полученная информация статистически обрабатывается по заданным параметрам. 7.3. На втором этапе на основании анализа составляется аналитическая справка, отражающая: - количественные показатели; - сопоставляемую информацию по заданным параметрам; - выводы; 7.4. На третьем этапе проводится аналитическая выборка наиболее типичных показателей и дается обобщенная характеристика необходимых мероприятий по улучшению качества предмета мониторинга. 7.5. Четвертый этап становится обязательным с момента вторичного исследования и позволить выявить изменения и принять необходимые управленческие решения. Анализ проводится по следующим позициям: положительная динамика; отрицательная динамика; отсутствие изменений; выводы. 8. Технология хранения и распространения информации о результатах мониторинга - первичная обобщенная информация хранится у организаторов мониторинга и предоставляется заказчику по его требованию; - информация о мониторинге в обобщенном виде хранится на бумажных и электронных носителях, что позволяет сделать ее доступной для пользования всеми субъектами мониторинга.